Законопроект изменений в Основы законодательства об охране здоровья граждан

Правительством Российской Федерации подготовлен проект изменений в отдельные законодательные акты в части совершенствования системы экспертизы качества медицинской помощи. В случае принятия его Государственной Думой Российской Федерации изменения будут внесены в следующие федеральные законы:

1) в Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в части того, что особенности организации и проведения проверок в рамках государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора);

2) в Федеральный закон от 29 ноября 2010 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в части того, что:

Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования и договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию осуществляется путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи. Территориальный фонд, страховая медицинская организация для организации и проведения экспертизы качества медицинской помощи привлекают экспертов качества медицинской помощи, включенных единый федеральный регистр экспертов качества медицинской помощи;

3) в Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в части:

введения понятия медицинской документации, как документов на бумажном носителе, в форме электронного документа или на ином носителе, предназначенных для регистрации медицинскими работниками данных профилактических, диагностических, лечебных, реабилитационных, санитарно-гигиенических и иных мероприятий, осуществляемых в отношении пациента при оказании медицинской помощи, проведении медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и медицинских экспертиз, включая результаты медицинских исследований, а также для обобщения и анализа результатов указанных мероприятий;

также предлагается признать утратившим в силу возможность проведения гражданами независимой медицинской экспертизы и из видов медицинских экспертиз исключить экспертизу качества медицинской помощи;

но при этом предлагается ввести независимую экспертизу медицинской документации пациента, проведение которой поручить медицинским профессиональным некоммерческим организациям.

Независимую экспертизу медицинских документов пациента сможет проводить только медицинская профессиональная некоммерческая организация, указанная в части 3 статьи 76 Федерального закона № 323-ФЗ, их ассоциациями (союзами), указанными в части 5 статьи 76 Федерального закона №323-ФЗ, в соответствии с устанавливаемыми ассоциацией (союзами) медицинских профессиональных некоммерческих организаций правилами и требованиями к экспертам.

Напомним, что же это за медицинская профессиональная некоммерческая организация?

Это медицинские профессиональные некоммерческие организации, основанные на личном членстве врачей и объединяющие не менее 25 процентов от общей численности врачей на территории субъекта Российской Федерации и их ассоциации (союзы), соответствующие критериям, определяемым постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2018 года № 292.

Так же по новому предлагается изложить часть 2 статьи 87 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» о контроле качестве и безопасности медицинской деятельности, который может осуществляться, в том числе путем проведения экспертизы качества медицинской помощи.

Если данный проект приобретет силу закона, то экспертиза качества медицинской помощи будет проводиться только в рамках государственного контроля (в настоящее время проводится, в том числе и при ведомственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности) и в рамках контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в рамках Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Что же такое экспертиза качества медицинской помощи по предложенному Правительством Российской Федерации проекту федерального закона?


Экспертиза качества медицинской помощи проводится экспертом (экспертами) качества медицинской помощи в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата, с учетом критериев оценки качества медицинской помощи.

Так же проектом Федерального закона устанавливаются требования к эксперту. Им может быть лицо, имеющее медицинское или иное образование, сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста, стаж работы по соответствующей специальности не менее 10 лет, осуществляющее трудовую деятельность по этой специальности, прошедшее подготовку по вопросам проведения экспертизы качества медицинской помощи, и аккредитованное для проведения экспертизы качества медицинской помощи по определенной специальности.

Кроме того, проектом федерального закона предлагается, сведения об экспертах качества медицинской помощи включать в Единый федеральный регистр экспертов качества медицинской помощи, который будет размещен на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сети Интернет.

Сведения об экспертах, которые были аттестованы до 01.01.2020 года (до вступления в силу Федерального закона) будут включены в Единый федеральный реестр экспертов без дополнительной аккредитации при условии их соответствия установленным требованиям.

В настоящее время проект Федерального закона готовится к рассмотрению в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.