за задержку с выдачей трудовой книжки работодателю грозит крупная выплата уволенному сотруднику
Санкт-Петербургский городской суд в своем определении от 19.06.2018 года №33-9564/2018 взыскал с компании более 500 тыс. руб. за то, что она вовремя не отдала бывшему работнику трудовую книжку. Причем суд не требовал от сотрудника доказательств, что тот не мог устроиться на работу из-за отсутствия трудовой книжки. Достаточно было вины организации в том, что она не выдала книжку в срок.

В более ранней практике Санкт-Петербургский городской суд поддерживал решение первой инстанции, которая занимала иную позицию. Для получения компенсации бывший работник должен был подтвердить, что он пытался трудоустроиться, но получил отказ в связи с отсутствием трудовой книжки.

Наш совет: чтобы не пришлось платить компенсацию уволенному работнику, вручайте ему трудовую книжку в день расторжения трудового договора. Если выдать на руки не получается, отправляйте уведомление о необходимости ее забрать. По общим правилам, в соответствии со ст. 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации, в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 Трудового кодекса.

В случае, когда в день прекращения трудового договора выдать трудовую книжку работнику невозможно в связи с его отсутствием либо из-за отказа ее получения, работодатель обязан направить работнику уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой или дать согласие на отправление документа по почте. В день направления такого уведомления работодатель освобождается от ответственности за задержку выдачи трудовой книжки.

По письменному обращению работника, не получившего трудовую книжку после увольнения, работодатель обязан выдать ее не позднее трех рабочих дней со дня обращения работника. Если работник не может сам получить трудовую книжку, работодатель может выдать документ доверенному лицу, то есть лицу, действующему на основании доверенности.

Требования к доверенности установлены ст.ст. 185-189 Гражданского кодекса Российской Федерации. Доверенность на получение трудовой книжки должна содержать:

- сведения о доверителе и доверенном лице (Ф.И.О., паспортные данные, адреса места жительства и иные сведения, необходимые для удостоверения личности доверенного лица и доверителя);

- перечень действий, на совершение которых распространяются полномочия доверенного лица;

- подпись доверителя;

- образец подписи доверенного лица;

- срок действия доверенности.

Доверенное лицо обязательно должно оставить работодателю расписку в получении трудовой книжки.

В случае смерти работника трудовая книжка после внесения в нее соответствующей записи о прекращении трудового договора выдается на руки одному из его родственников или высылается по почте по письменному заявлению одного из родственников. Личность родственника, а также наличие у него родственных связей с умершим работником должны быть документально подтверждены. Документами, подтверждающими соответствующие факты, являются:

- паспорт родственника;

- свидетельство о браке (для супругов);

- свидетельства о рождении (для братьев или сестер);

- иные аналогичные документы либо их надлежащим образом заверенные копии.

В указанной ситуации лицо, получающее трудовую книжку на руки, как и в предыдущей ситуации, должно удостоверить факт получения трудовой книжки распиской.

Кстати, Минтруд доработал проект Федерального закона об электронных трудовых книжках. Законопроект еще не внесен на рассмотрение в Государственную Думу. Ведомство решило отказаться от идеи полностью завершить переход на электронный формат к 2027 году. Однако изначально была предложена следующая схема:

- с 2020 года работодатели ведут одновременно электронные и бумажные трудовые книжки;

- с 2021 года начинают постепенно уходить от привычного формата;

- с 2027 года окончательно перестают вести бумажные книжки.

Теперь Минтруд не называет конечную дату перехода на электронный вариант. После 1 января 2021 года два формата трудовых книжек будут иметь сотрудники, подавшие об этом заявление. Для тех, кто впервые поступает на работу с 1 января 2021 года, будет применяться только электронный формат документа.

Минтруд также уточнил, как часто придется направлять сведения в Пенсионный фонд России. Ранее планировалось, что в 2020 году это нужно будет делать ежемесячно, а с 2021 года - каждый раз после изменения сведений о сотруднике. В доработанной версии указано, что данные понадобится подавать ежемесячно, однако с 2021 года появится исключение для информации о приеме или увольнении. Ее нужно будет сообщать Пенсионный фонд России не позднее следующего рабочего дня после издания соответствующего приказа.