как правильно выдавать амбулаторные карты на руки пациентам

Одна из обязанностей медицинской организации, согласно ст. 79 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», учитывать и хранить медицинскую документацию, в том числе бланки строгой отчетности.

В соответствии со ст. 22 этого же Федерального закона пациент либо его законный представитель имеет право знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов. Порядок установлен приказом Минздрава России от 29.06.2016 года № 425н.

Кроме того, пациент или его законный представитель имеет право по запросу, который может быть направлен и в электронной форме, получать медицинские документы (их копии) и выписки из них, в том числе в форме электронных документов. Порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Правда, до настоящего времени такой порядок не установлен.

Резюмируя, можно отметить, что медицинская документация - собственность медицинской организации, а значит, должна храниться у её владельца. Однако при наличии запроса от пациента медицинские документы, включая амбулаторную карту, должны быть предоставлены на руки пациенту.

Сроки хранения медицинской документации устанавливаются нормативными правовыми актами, утверждающими ту или иную форму медицинской документации.

Так, например:
В случае запроса пациента о выдаче ему медицинских документов Федеральный закон не обязывает медицинскую организацию предоставлять документацию путем подписания сторонами передаточного акта с указанием количества листов. Об этом, например, говорит апелляционное определение Липецкого областного суда от 22 января 2014 г. по делу N 33-148/2014.

Также следует обратить внимание на реализацию права пациента либо его законного представителя на непосредственное ознакомление с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, в порядке, установленном приказом Минздрава России от 29.06.2016 года № 425н. Этот приказ свидетельствует, что:

- Основанием для ознакомления является наличие письменного запроса о предоставлении медицинской документации для ознакомления (что содержит запрос – перечислено в приказе).

- Ознакомление с медицинской документацией осуществляется в помещении медицинской организации, предназначенном для ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией, по графику работы помещения, установленному руководителем организации.

В помещении для ознакомления с медицинской документацией ведутся следующие учетные документы (форма также установлена приказом): журнал предварительной записи посещений помещения для ознакомления с медицинской документацией; журнал учета работы помещения для ознакомления с медицинской документацией.

Максимальный срок ожидания пациентом либо его законным представителем посещения кабинета для ознакомления с медицинской документацией с момента регистрации в медицинской организации письменного запроса не должен превышать сроков, установленных требованиями законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, то есть 30 дней.

При оказании первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях пациент имеет право ознакомиться с записями, сделанными медицинским работником в медицинской документации во время приема (посещения на дому).

Приказ не запрещает при ознакомлении с медицинской документацией изготавливать фотокопии. Но при запросе пациента или его законного представителя на предоставление копии медицинской документации после ознакомления с ней в установленном порядке, медицинская организация может отказать в предоставлении соответствующих копий. Такое решение, например, принял Московский городской суд в своем определении от 25.12.2017 года №4г-15844/21017.

Суть этого дела такова. Пациент обратился в клинику с письменным запросом об ознакомлении с медицинской документацией и предоставлением их копий. Клиника всё исполнила, выдала выписной эпикриз из истории болезни, но отказала в предоставлении копий документов. Не согласившись с этим, пациент подал заявление в суд. Суд отказал в удовлетворении заявленных требований, поскольку пациент был ознакомлен с медицинской документацией в порядке, установленном приказом Минздрава России от 29.06.2016 года № 425н, о чем имеется запись в соответствующем журнале, ему был выдан на руки выписной эпикриз. Таким образом, право пациента не было нарушено.

Остается добавить, что Росздравнадзор при плановой проверке на основании чек-листа проверяет, среди прочего, соблюдение правил ознакомления пациента или его законного представителя с медицинской документацией. Нарушение порядка означает ущемление прав пациента при оказании ему медицинской помощи.