Информационные системы в сфере здравоохранения теперь подчиняются особым Правилам

Правила взаимодействия информационных систем в сфере здравоохранения и медицинских организаций были приняты в Правительстве РФ 12 апреля 2018 года.

Что регулирует этот документ? Он устанавливает особые требования к взаимодействию информационных систем. Эти правила касаются всего, что предназначено для сбора, хранения, обработки и предоставления информации медицинских организаций и предоставляемых ими услуг. Они созданы для участвующих в информационном взаимодействии с единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения.

Информационные системы в сфере здравоохранения – это не только федеральные государственные информационные системы и информационные системы в сфере здравоохранения Федерального фонда обязательного медицинского страхования, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, но и государственные информационные системы в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, а также медицинские информационные системы медицинских организаций и информационные системы фармацевтических организаций.

Другие информационные системы могут взаимодействовать с медицинской организацией через подключение к ее информационной системе, но на условиях, которые также предусмотрены Правилами. В частности, оговаривается, что необходимо реализовать хотя бы одну из функций:

а) взаимодействие с подсистемами единой системы с целью организации предоставления и получения сведений, обрабатываемых в единой системе, для медицинских организаций и граждан;

б) предоставление пользователям иных информационных систем информации о медицинских организациях, медицинских работниках и возможности получения медицинских услуг, предоставляемых медицинскими организациями;

в) предоставление сервиса записи на прием к врачу и вызова врача на дом;

г) оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий;

д) информирование граждан об оказанной им медицинской помощи;

е) предоставление сервисов доступа медицинских работников к информации по вопросам осуществления медицинской деятельности, в том числе к нормативным правовым актам и справочной информации в сфере охраны здоровья;

ж) получение, обработка и предоставление информации о взаимодействии пользователей иных информационных систем с медицинскими организациями и медицинскими работниками, а также ведение рейтингов медицинских организаций и медицинских работников;

з) организация и сопровождение получения гражданами Российской Федерации медицинских услуг за пределами территории Российской Федерации, иностранными гражданами медицинских услуг на территории Российской Федерации, в том числе оказание медицинской помощи российскими медицинскими организациями и медицинскими работниками за пределами территории Российской Федерации с применением телемедицинских технологий;

и) предоставление информации о медицинских организациях и медицинских услугах;

к) предоставление сервисов, позволяющих гражданам получать агрегированную информацию о состоянии здоровья, а также рекомендации по ведению здорового образа жизни;

л) организация и осуществление информационного обмена в сфере здравоохранения, в том числе по вопросам заключения договора об оказании медицинских услуг, получения информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство или отказа от медицинского вмешательства, оформления первичной учетной документации и осуществления расчетов за оказанные медицинские услуги;

м) предоставление аналитической информации об оказываемой медицинскими организациями медицинской помощи, включая медицинские услуги;

н) прием жалоб, заявлений и предложений от граждан и медицинских работников по вопросам оказания медицинской помощи;

о) предоставление сервисов и услуг, сопутствующих оказанию медицинской помощи.

При этом есть и еще одно условие: для подключения к информационной системе в сфере здравоохранения иная информационная система должна направить заявку в Минздрав России. После этого Министерство здравоохранения РФ направляет заявку на подключение иной информационной системы к единой системе в течение 10 рабочих дней после ее поступления в Правительственную комиссию. Заявка считается одобренной с даты подписания протокола заседания, на котором было принято решение о ее одобрении.

К слову, Министерство здравоохранения может принять отрицательное решение о подключении иной информационной системы к единой системе в случае:

- представления документов не в полном объеме;

- представления документов, оформленных с нарушением Правил;

- представления документов, содержащих недостоверные сведения;

- несоответствия иной информационной системы требованиям и условиям, предусмотренным Правилами.

Отрицательное решение о рассмотрении заявки о подключении иной информационной системы к единой системе не является препятствием для повторной подачи документов. Министерство здравоохранения РФ ведет перечень сторонних информационных систем и обеспечивает размещение сведений на своем официальном сайте.

После получения заявки на подключение иной информационной системы к информационной системе в сфере здравоохранения оператор информационной системы в сфере здравоохранения в срок не более 20 рабочих дней проводит тестирование взаимодействия иной информационной системы и своей информационной системы и принимает решение о подключении или об отказе, но обязательно с указанием причин.