По итогам проведенной фондом плановой выездной проверки по вопросу использования средств ОМС, было выявлено нецелевое использование средств, полученных мед. учреждением на финансовое обеспечение Территориальной программы ОМС. Мед. учреждению назначен штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств.
Денежные средства, использованные не по целевому назначению и начисленные пени восстановлены мед. учреждением в бюджет. Но был подан иск в суд о снижении штрафа в связи с невозможностью его оплаты за счет средств краевого бюджета и отсутствием возможности получить необходимую сумму из федерального бюджета.
Суды признали правомерность наложения штрафа, но воспользовались правом и снизили размер штрафной санкции, принимая во внимание несоразмерность размера штрафа совершенному правонарушению, социально значимый характер деятельности мед. учреждения, признание вины и восстановление учреждением на лицевом счете средств ОМС.
Таким образом, формальный подход к вопросу привлечения получателя средств ОМС к ответственности за совершение нарушения и наложения на него штрафа недопустим. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов, в том числе соразмерности и справедливости наказания.
При таких обстоятельствах, оснований не согласиться с выводами судов у суда кассационной инстанции не имеется.
Кроме того, несовершенство нормативного регулирования не может отражаться на правах лица, обратившегося за судебной защитой: тот факт, что право учреждения на снижение размера штрафа могло быть реализовано только через суд (у фонда отсутствует соответствующее полномочие) не может лишать учреждение права на возмещение судебных расходов.
Подробнее: Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12.04.2024 года №Ф09-958/24.
Денежные средства, использованные не по целевому назначению и начисленные пени восстановлены мед. учреждением в бюджет. Но был подан иск в суд о снижении штрафа в связи с невозможностью его оплаты за счет средств краевого бюджета и отсутствием возможности получить необходимую сумму из федерального бюджета.
Суды признали правомерность наложения штрафа, но воспользовались правом и снизили размер штрафной санкции, принимая во внимание несоразмерность размера штрафа совершенному правонарушению, социально значимый характер деятельности мед. учреждения, признание вины и восстановление учреждением на лицевом счете средств ОМС.
Таким образом, формальный подход к вопросу привлечения получателя средств ОМС к ответственности за совершение нарушения и наложения на него штрафа недопустим. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов, в том числе соразмерности и справедливости наказания.
При таких обстоятельствах, оснований не согласиться с выводами судов у суда кассационной инстанции не имеется.
Кроме того, несовершенство нормативного регулирования не может отражаться на правах лица, обратившегося за судебной защитой: тот факт, что право учреждения на снижение размера штрафа могло быть реализовано только через суд (у фонда отсутствует соответствующее полномочие) не может лишать учреждение права на возмещение судебных расходов.
Подробнее: Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12.04.2024 года №Ф09-958/24.